Подростковый период — яркий период в развитии личности, поскольку в этом возрасте формируется ее ценностная система и развиваются социальные роли. Родители воспринимаются подростком с одной стороны как воплощение добра, любви и мудрости; без такой поддержки он чувствует себя неуверенно и не защищено; а с другой как властные и контролирующие. Каждому подростку необходимо иметь родителя – друга, способного всегда выслушать и оказать поддержку, не всеми проблемами он может делиться со сверстниками. Именно во взаимодействии родителей и подростков преемственно укрепляются семейные, нравственные и культурные традиции; открываются возможности самоутверждения, раскрывается творческий потенциал и формируется индивидуальность.

Возможности диалогического взаимодействия в плане сотрудничества, а не назидания. Поскольку каждому подростку необходимо делиться своими успехами и печалями с понимающим человеком, желательно, чтобы таким человеком стал родитель, способный своевременно услышать его, создающий условия для открытого диалога и участвующий в решении проблем своего выросшего ребенка.

Доверие к самовыражению подростка и дисциплина в данном возрастном периоде также претерпевают кардинальные изменения: функции родительского руководства смещаются к смягчению контроля, установлению по возможности партнерских отношений, постоянному проявлению уважения к личности подростка при обсуждении различных проблем его поведения.

Поддержка родителей, примеры из своего детского опыта, ободряющие слова помогут подростку выстоять в трудной ситуации, уверенно приступить к новой деятельности, инициировать коммуникацию с новыми людьми. Чувство собственного достоинства является не только источником жизненной силы подростка, но и основным компонентом его психического и физического здоровья.

 Основой успешного развития подростка являются открытые для диалога взаимоотношения с любящими их родителями и стимулирующее сопровождение образовательного учреждения, в котором приобретаются навыки социализации, толерантности, идентичности.

Современная семья обладает эффективными личностно развивающими ресурсами. Необходимо адекватно выстраивать межличностные взаимоотношения между подростком и родителями, используя как ресурсы адаптации, так и ресурсы социализации. Поскольку позиция родителя – это комплексная система отношений (к родительству, самоотношение, отношение к подростку, отношение к практике воспитания), то последовательная трансформация когнитивных и поведенческих сторон коммуникации родителей с подростком позволит улучшить психологическую атмосферу, снизит тревожность и состояние неопределенности перед будущим, позволит построить благоприятную личностную перспективу развития.

  • 28 окт, 2020